Еще не так давно, лет 5 назад, владельцы новых квартир весьма неохотно страховали свою недвижимость. Это считалось бесполезным занятием, потому что получить значительное возмещение от страховой компании было практически невозможно.
Сегодня, на фоне кризиса, страховка жилья снова стала хорошим тоном. Владельцы квартир и домов хотят разделить свои риски со страховщиками и стараются подойти к этому вопросу более квалифицированно.
1. Внимательно читайте условия договора, уделяя особое внимание перечислению исключительных случаев.
Обычно страховые полисы покрывают схожий набор рисков, в числе которых пожары, затопления, кражи. Однако, у разных компаний разные исключения — принимая на себя обязательство по страховке от какого-либо риска, они прописывают в договоре некоторые оговорки.
Например, компания может отказаться выплачивать страховку, если урон произошел по причине ремонта или затопленная квартира располагается на верхнем этаже. Некоторые компании не компенсируют кражу, если она совершена домработницей. Поэтому «пройдитесь» по правилам нескольких страховых компаний и выберите подходящую именно вам.
2. Вам необходимо понять, как будет рассчитываться объем возмещения. В рекламе стандартных полисов указывается максимальная компенсация с довольно внушительной суммой, но обычно она рассчитана на всю квартиру. То есть вы не получите эту сумму, если у вас пострадало только одно из помещений в квартире (комната, кухня) — возмещение будет пропорционально его величине.
Чтобы не возникло такого момента, уточните заранее у страховщика, на сколько процентов они оценивают отделку стен, пола, потолка. Так вы сможете самостоятельно рассчитать сумму выплаты и понять, насколько вам подходит именно этот полис.
Не рассчитывайте на то, что возмещение будет выплачено быстро. Зачастую компании специально их задерживают, чтобы проверить обстоятельства дела и убедиться в отсутствии мошенничества.
3. Если вы купили полис и страховой случай все-таки наступил, выполняйте взятые на себя обязательства.
Условия стандартного договора подразумевают, что владелец застрахованного жилья обязан сообщить страховой компании о наступлении страхового случая и сделать это в заранее оговоренный срок. Как правило, на это дается три дня, но в зависимости от компании срок может быть и длиннее и короче. Обращение в компанию по истечению этого срока может стать причиной для отказа в выплате.
В любом случае, если вы считаете что страховая компания не выполнила свои обязательства перед вами целиком, всегда можно подать иск. В подобных вопросах суды зачастую встают на сторону потребителей. Однако, если страховщик докажет, что истец проигнорировал условия договора, едва ли можно рассчитывать на компенсацию в принципе.