О главных трендах в сфере жилого строительства в интервью Bfm74.ru рассказал генеральный директор компании «ДАН Недвижимость» Валентин Корытный.
— Чем сегодня стремятся выделиться, запомниться застройщики?
— Один из наиболее заметных трендов — уход от правильных геометрических форм при строительстве жилых домов. В Челябинске пока нет наглядных примеров, а в столичных городах уже возводятся жилые комплексы, где здания имеют разные геометрические формы.
— Это прежде всего стремление к визуальному разнообразию или за этим стоит в числе и функциональная нагрузка?
— Конечно, важно учитывать и то, и другое. Застройщики стремятся максимально эффективно использовать земельные участки, чтобы получить максимально большую полезную площадь. Девелоперы стараются сформировать максимально полный земельный банк, чтобы обеспечить уверенность на ближайшие 8-12 лет. При этом в городах-миллионниках, и Челябинск здесь не исключение, практически не осталось свободной земли, так что востребован каждый свободный квадратный метр. И это стимулирует разрабатывать все новые концепции и проектировать здания, которые не вписываются в привычные геометрические формы, создавать разноуровневые объекты в рамках одного жилого комплекса. Это открывает возможность вписать в проект дома террасы, различные зелёные пространства. Кровельные пространства также все чаще задействуются: детские площадки и озеленение поднимаются наверх, а двор используется по-другому. Большинство девелоперов, которые живут и работают в современном формате, предусматривают максимальное использование пространства, поэтому одна из основных задач — это многофункциональность жилого комплекса.
— Понятие многофункциональности присутствует сегодня в описании подавляющего большинства новых проектов. А что вы подразумеваете под этим?
— Прежде всего это, наверное, удобство жизни. Мир не стоит на месте, и сегодня многие люди стремятся к тому, чтобы всё в жилом комплексе максимально соответствовало их желаниям и запросам: не только инфраструктура, связанная с магазинами, аптеками и так далее, но это и консьерж-служба, которая помогает заказывать билеты, отправить вещи в химчистку или готова принять ваших гостей в лобби дома. Такие мелочи создают особую культуру дома.
При создании концепции важно учитывать портрет потребителя: когда по соседству живут люди с примерно одинаковым уровнем дохода, семейным положением и интересами, повышается вероятность того, что они будут не только в лифте здороваться, но и общаться, заводить дружеские отношения.
— Как известно, в строительстве довольно длительные циклы, а жизнь меняется стремительно. Как сегодня застройщиком предугадать, что будет в тренде через несколько лет?
— Действительно, приступая к проектированию, застройщик должен знать портрет потребителя как минимум на 2,5-3 года вперёд. А желательно — на пять. Хорошие девелоперы уже сегодня задумываются о том, кто же будет их основным клиентом через десять лет. Многие из тех, кому сегодня 35-40 лет, стремится изменить образ жизни и приобрести новое жильё. Срок владения объектом недвижимости в среднем составляет 8-12 лет, если брать в расчет людей, которые находятся в активной жизненной фазе. Будем ли мы такими спустя десять лет? Да, безусловно. Но есть вероятность, что нас будет устраивать то жильё, в котором мы находимся.
Сегодня мы видим на рынке немало ребят, которые в свои 20 лет уже успели построить успешную карьеру в IT-сфере и уровень дохода которых вполне позволяет им приобрести собственное жилье. Но станут ли те дети, которые сегодня по десять-двенадцать лет, новым поколением, на которое стоит ориентироваться застройщикам? Вопрос открытый.
— Правда ли, что у молодого поколения всё меньше желания приобретать что-то в собственности, и они гораздо менее охотно покупают жильё, автомобили, потому что им проще это всё арендовать?
— Да, они больше ценят свободу и не стремятся привязываться к одной локации: можно пожить в одном доме и в одном районе, а если что-то не понравилось — сменить интерьер, этаж или видовые характеристики. Обычно срок проживания в арендном жилье составляет не больше года. Сегодня, по сути, весь мир уходит в онлайн, и уже не так важно, где ты находишься физически. У любого города, в том числе у Челябинска, есть возможность заземлить классных специалистов с высоким уровнем дохода, предложив им какие-то интересные проекты жилых комплексов, благоустроенные районы, хорошее сообщество, высокий уровень образования. И мне кажется, даже не обязательно, если такие проекты будут появляться в самом городе, а в ближайшем пригороде, чтобы была возможность приблизиться к природе. Экостроительство — это тоже один из заметных трендов.
— Какие прогнозы по изменению стоимости квадратного метра в новостройках?
— Прежде всего, стоит отметить, что на протяжении всего первого полугодия рост стоимости квадратного метра проявлялся в разных районах по-разному, но в среднем по рынку составил 5-7%. Летом на рынке недвижимости традиционно наблюдается спад активности: как только устанавливается хорошая погода, люди больше думают об отпуске, чем о покупке жилья. Так что до осени точно не стоит ждать повышения цен, за исключением разве что наиболее востребованных позиций в популярных жилых комплексах в высокой стадии готовности. Так, по всей стране в городах-миллионниках основной спрос приходится на двухкомнатные квартиры площадью 52-54 м². И, конечно, летом особенно возрастает спрос на загородные дома. Как и цена на такие объекты.
Посмотреть интервью можно на Bfm74 и нашей группе Вконтакте.