Валентин Маркович, в ноябре прошлого года вы открыли офис «Набережный», через полгода—«Пионерский». Что стимулировало вас расширить географию присутствия?
– Мы исходили в первую очередь из стратегии развития. Офис «Набережный» был запланирован давно: на тот момент у компании было два офиса на северо-западе, коллектив развивался, нам и нашим клиентам не хватало пространства. Мы выбрали интересное место в одном из самых крупных строящихся микрорайонов, сделали достойный ремонт и «переселили» сюда некоторых специалистов. Что касается «Пионерского», то новый офис создан в помещении, которое давно находилось в нашей собственности. Мы сдавали его в аренду, но теперь решили адаптировать под потребности компании.
В кризис?
– Почему нет? Северо-Запад развивается очень активно, здесь сконцентрирован основной объем новостроек. Поскольку район спальный, немало объектов и на «вторичке». Работы здесь хватит, рынок не замрет. Любые кризисные явления для кого-то хороши, для кого-то нет. Уверен, что ряд риэлтерских компаний, не очень крупных или ориентированных только на инвестиционную деятельность, могут просто временно приостановить работу или вообще уйти с рынка. Мы видим в этом возможности для роста и укрепления позиций. На данный момент у компании четыре офиса, и все расположены на северо-западе. Не исключаю, что в обозримом будущем появится пятый, но в другом районе Челябинска.
У нового офиса «Пионерский» есть какая-то специфика?
– Он ориентирован, прежде всего, на физических лиц, которым необходимо решить квартирный вопрос. В то время как в «Набережном» есть специалисты всех направлений, вплоть до юридического отдела и экспертов по работе с коммерческой недвижимостью. С точки зрения организации пространства и оснащения офиса мы верны своим принципам: есть зона ресепшен с администратором, современная инженерная «начинка» – удобная телефония Cisco, высокоскоростной интернет, оборудованные рабочие места.
– В целом, открытие «Пионерского» не слишком затратным. Ведь помещение находится в собственности компании, потребовались только переоснащение и приятный ремонт.
Вы набираете в новый офис новых сотрудников?
– Конечно. Например, нам был нужен офис-менеджер. Но при открытии любого нового офиса мы ставим на руководящие позиции опытных сотрудников и закрепляем за ними новичков.
У «Дан-Инвест» четыре офиса. С какими трудностями вы сталкивались при развитии сети?
– При открытии двух первых офисов — на Комсомольском проспекте, 100 и на Молодогвардейцев, 68 – выбирать было не из чего. Мы переоборудовали квартиры под коммерческие объекты. Но не всегда удается свести воедино все потребности. К примеру, один офис на виду у пешеходов, но его не всегда замечают автомобилисты. Другой офис находится на перекрестке, и отлично виден всем, но возникают сложности с парковкой. Кроме того, если офис расположен в жилом доме, не особо развернешься при перепланировке: с требованиями безопасности нужно считаться.
Можно сказать, что в кризис вы инвестируете в развитие сети офисов?
– Мы инвестируем не только в офисы, но и в первую очередь в сотрудников. Вырастить профессионала в риэлтерском бизнесе — задача не одного месяца. Это долгий и дорогостоящий процесс. Но у нас есть в этом одиннадцатилетний опыт и желание развиваться даже в кризис.